Положение о логопедической помощи в МБДОУ 114

I. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 114 (далее – МБДОУ) в соответствии с:
- Законом РФ 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»,
Уставом МБДОУ;
- Инструктивным письмом Минобразования РФ «Об организации работы
логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2
- Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 №
Р-75 «об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
- другими нормативными локальными актами МБДОУ.
1.2. Настоящее положение регламентирует деятельность МБДОУ в части оказания
логопедической помощи обучающимся, имеющим нарушения устной и (или) письменной речи
(далее – обучающиеся) и трудности в освоении ими основных общеобразовательных программ
(в том числе адаптированных).
1.3. Задачами МБДОУ по оказанию логопедической помощи являются:
- организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного
выявления и последующей коррекции речевых нарушений обучающихся;
- организация проведения логопедических занятий с обучающимися с выявленными
нарушениями речи;
- организация пропедевтической логопедической работы с обучающимися по
предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку
конкретных рекомендаций обучающимся, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам;
- консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и
содержания логопедической работы с обучающимися.
II. Порядок оказания логопедической помощи в МБДОУ
2.1. Логопедическая помощь оказывается МБДОУ не зависимо от организационноправовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
2.2. При оказании логопедической помощи МБДОУ ведется документация согласно
приложению 1 к Положению. Срок и порядок хранения документов определяется локальными
нормативными актами МБДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи.
2.3. Количество штатных единиц учителей – логопедов определяется локальным
нормативным актом МБДОУ (штатным расписанием), регулирующим вопросы оказания
логопедической помощи, исходя из:
1) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной основной
образовательной программе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(далее – ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 5(6) – 12
указанных обучающихся;
2) количества обучающихся, имеющих заключение психолого-педагогического
консилиума (далее – ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психологопедагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (проведении
коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица
учителя-логопеда на 25 таких обучающихся;
2

3) количество обучающихся, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленных по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом
МБДОУ, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких
обучающихся.
2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей
(законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся (приложения № 2 и № 3 к Положению).
2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая
входное и контрольное диагностическое мероприятия, продолжительностью не менее 15
календарных дней каждое.
Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение
общего срезового обследования обучающихся, обследование обучающихся по запросу
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, педагогических
работников, углубленное обследование обучающихся, имеющих нарушения устной и (или)
письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения
плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие
речевой статус обучающегося.
По запросу педагогических работников возможна организация внеплановых
диагностических мер в отношении обучающихся, демонстрирующих признаки нарушения
устной и (или) письменной речи. В случае инициации внеплановых диагностических
мероприятий педагогическим работником, им должна быть подготовлена педагогическая
характеристика (приложение № 4 к Положению) обучающегося, демонстрирующего признаки
нарушения устной и (или) письменной речи, и оформлено обращение к учителю-логопеду.
После получения обращения учитель-логопед проводит диагностические мероприятия с учетом
пункта 2.4. Положения.
2.6. Списочный состав обучающихся, нуждающихся в получении логопедической
помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом
выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.
Зачисление обучающихся на логопедические занятия может производиться в течение
всего учебного года.
Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.
Зачисление на логопедические занятия обучающихся, нуждающихся в получении
логопедической помощи, их отчисление осуществляется на основании распорядительного акта
руководителя МБДОУ.
2.7. Логопедические занятия с обучающимися проводятся в индивидуальной и (или)
групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/индивидуальных
занятий определяется учителем-логопедом с учетом выраженности речевого нарушения
обучающегося рекомендаций ПМПК, ППк.
2.8. Логопедические занятия с обучающимися проводятся с учетом режима работы
МБДОУ.
2.9. Содержание коррекционной работы с обучающимися определяется учителемлогопедом на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической
диагностики.
2.10. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с
учетом особых образовательных потребностей обучающихся и состояния их здоровья и
отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям
(приложение № 5 к Положению).
2.11. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая
работа с обучающимися из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также
3

другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и
(или) индивидуальным планом – методическая, подготовительная, организационная и иная.
2.12. Консультативная деятельность учителя-логопеда заключается в формировании
единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей обучающихся при
совместной работе всех участников образовательного процесса (административных и
педагогических работников МБДОУ, родителей (законных представителей), которая
предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционноразвивающей работы учителя-логопеда с обучающимся.
Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:
- постоянно действующей консультативной службы для родителей;
- индивидуального и группового консультирования родителей (законных
представителей), педагогических и руководящих работников МБДОУ;
- информационных стендов.
III. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ
дошкольного образования
3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда по оказанию помощи детям,
испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования
определяются с учетом локальных нормативных актов МБДОУ;
3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой
направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы,
разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и
дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе
адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по
состоянию здоровья не могут посещать МБДОУ, получающие образование на дому, в
медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в
развитии устной речи.
3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с п. 2.5. Положения.
Для детей, получающих образование вне МБДОУ (в форме семейного образования), а
также для детей, не посещающих МБДОУ, также необходимо предоставление медицинской
справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений
дошкольного образования».
3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении
по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования,
определяется выраженностью речевого нарушения, и требованиями адаптированной основной
образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в
форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
2) для воспитанников, имеющих заключение ПМПК и (или) ППк с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью
речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме
групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или)
4

индивидуальных занятий) в соответствии с программой
сопровождения, разработанной и утвержденной МБДОУ.

психолого-педагогического

При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста
занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по
вопросам организации деятельности их ребенка создания предметно-развивающей среды и
обеспечения социальной ситуации развития.
3.5. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:
для детей от 3 до 4-х лет – не более 15 мин;
для детей от 4-х до 5-ти лет – не более 20 мин;
для детей от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 мин.
3.6. Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:
1) для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об
обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования –
не более 12 человек;
2) для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об
оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
(проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;
3) для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи,
выявленные по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы
определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения,
разработанной и утвержденной МБДОУ.
IV. Заключительные Положения
4.1 Положение вступает в силу с момента утверждения его заведующим МБДОУ.
4.2. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом заведующего
МБДОУ.
4.3. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия
нового.

5

Приложение 1
к Положению об оказании
логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность

Документация МБДОУ при оказании логопедической помощи
1. Программы и/или планы логопедической работы.
2. Годовой план работы учителя-логопеда.
3. Расписание занятий учителя-логопеда.
4. Индивидуальные карты речевого развития обучающихся, получающих логопедическую
помощь.
5. Журнал учета посещаемости логопедических занятий.
6. Отчетная документация по результатам логопедической работы.

6

Приложение 2
к Положению об оказании
логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность

Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение
логопедической диагностики обучающегося
Заведующему МБДОУ детский сад № 114
Ермаковой Екатерине Петровне
________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя))

Согласие родителя (законного представителя) обучающегося на проведение логопедической
диагностики обучающегося
Я, _________________________________________________________________________________
(ФИО родителя (законного представителя) обучающегося)

являясь родителем (законным представителем)__________________________________________
__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, № группы, в которой обучается ребенок)

выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
«___»_______________________20__г. _____________________/___________________/
(подпись)

7

(расшифровка подписи)

Приложение 3
к Положению об оказании
логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность

Форма заявления для проведения логопедических занятий
Заведующему МБДОУ детский сад № 114
Ермаковой Екатерине Петровне
________________________________________
(Ф.И.О. родителя (законного представителя)

Заявление
Я, _________________________________________________________________________________
(ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

являясь родителем (законным представителем)__________________________________________
__________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
(ФИО, дата рождения, № группы, в которой обучается обучающийся)

прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии / психолого-педагогического
консилиума / учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
«___»_______________________20__г. _____________________/___________________/
(подпись)

8

(расшифровка подписи

Приложение 4
к Положению об оказании
логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность

Педагогическая характеристика на обучающегося
(ФИО, дата рождения, группа)
Общие сведения:
- дата поступления в МБДОУ, осуществляющее образовательную деятельность;
- образовательная программа (полное наименование);
- особенности организации образования;
1. в группе
2. группа: комбинированной направленности, компенсирующей направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, лекотека и др.);
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другой группы, смена педагога, межличностные
конфликты в среде сверстников, конфликт семьи с организацией, осуществляющей
образовательную деятельность, наличие частых, хронических заболеваний или пропусков
занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок – родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности, переживаемые в семье.
Информация об условиях и результатах образования ребенка в МБДОУ,
осуществляющее образовательную деятельность:
1.
Динамика освоения программного материала:
- учебно-методический комплект, по которому обучается ребенок (авторы или название);
- достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения): фактически
отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная.
2. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивность в отношении с
педагогами в деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста,
прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом
(ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости ответа при остальных детях (взрослых), ответственной работы (высокая, с
очевидным снижением качества деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
3. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями (законными представителями))
занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
4. получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом – указать длительность,
т.е. когда начались/закончились занятия).
5. Дополнительные характеристики:
- хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний –
например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки
средств и т.п.);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
9

- характер общения со сверстниками (отвергаемый или оттесненный, изолированный по
собственному желанию, неформальный лидер);
- значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося
(приоритетная, второстепенная);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно, сформирована
«на словах»);
- самооценка;
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
Вывод об имеющихся признаках нарушения устной и (или) письменной речи,
являющихся причиной обращения к специалистам логопедической службы.
Приложения к характеристике (табель успеваемости, копии рабочих тетрадей и
другие).
«___»_______________________20__г. _____________________/___________________/
Учитель-логопед, принявший обращение:
__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
(указать ФИО, должность в ОО)

Результат обращения:
______________________________________________________________________________

«___»_______________________20__г. _____________________/___________________/

10

Приложение 5
к Положению об оказании
логопедической помощи в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность

Рекомендации по оснащению помещений для логопедических занятий
При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим
трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется
предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и
игровую зону.
В рабочей зоне учителя-логопеда рекомендуется размещать мебель для ведения
профессиональной документации, хранения дидактическая материала и консультирования
педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочая зона учителя-логопеда
рекомендуется оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.
Зону коррекционно-развивающих занятий рекомендуется оборудовать приборами
дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной
детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных,
психофизических и речевых потребностей детей.
При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное,
многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие
коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».