Содержание Пояснительная записка… .......................................................................................... 3 Основные цели и задачи ............................................................................................. 4 Принципы реализации программы............................................................................5 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Режим занятий ............................................................................................................ 5 Методы и приемы обучения ......................................................................................5 Формы и методы контроля ....................................................................................... 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ. ........ 7 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Возрастные особенности детей 5-6 лет… ................................................................9 Возрастные особенности детей 6-7 лет. ................................................................... 9 СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ......................................................10 ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 5 -6 лет .....................................................................11 Основные этапы и содержание работы ................................................................... 11 Перспективное планирование программного содержания 1-й год обучения… ... 12 ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 6 -7 ЛЕТ ................................................................... 17 Перспективное планирование программного содержания на 2-й год обучения .... 18 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ Основные направления взаимодействия с родителями ..........................................23 Перспективный план по взаимодействию с родителями ........................................ 24 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение №1Мониторинг результатов усвоения программного материала детьми кружка «АБВГДейка» (подготовка к обучение чтению)… ...................................... 26 Приложение №2.Занятие на тему: «Звук, графическое изображение звука в слове (квадрат)» (5-6 лет) ...................................................................................... 27 Приложение №3. Занятие на тему: «Звук и буква «О» (5-6 лет)… ....................... 30 Приложение №4. Занятие на тему: «Звук и буква «Л» (5-6 лет)… .................... 34 Приложение №5 Занятие на тему: «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» (6-7 лет)… .................................................................................................................. 38 Приложение №6 Занятие на тему: ««Звук и буква Ы». (6-7 лет)… ....................... 41 Приложение №7 Консультация для родителей «Что такое готовность детей к школе» .......................................................................................................... 44 Список литературы .................................................................................................... 47 2 Пояснительная записка. Актуальность подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на современном этапе модернизации российского образования общепризнана и не вызывает сомнения. Министерством образования и науки РФ предшкольная подготовка признана одним из приоритетных направлений развития отечественной образовательной системы. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «АБВГДейка (подготовка к обучению чтению)» (далее по тексту«Программа») имеет социальнопедагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; • Устав МОУ. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа по подготовке к обучению чтению реализует идеи развивающего образования непрерывно и приемствено от дошкольного этапа до поступления в общеобразовательную школу и предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольном образовательном учреждении. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников. Программа направлена на общее развитие речи детей. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2-х 3 лет и соблюдает преемственность не только с последующим обучением, но и с предыдущим. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы. Занятия данного возраста, по своим требованиям, приближены к школьным, но отличаются по форме организации. Актуальность программы. Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствуют развитию мелкой моторики и зрительнодвигательной координации. Данная программа педагогически целесообразна, так как при еѐ реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе. Цели и задачи программы Цель программы - осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и подготовки их к усвоению грамоты, слоговому чтению. Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы. Задачи программы: Образовательные: Формировать и развивать фонематического слуха; Учить детей владеть звуковой стороной речи –темпом, интонацией; Знакомить со слоговой структурой слова; Формировать умение правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения; Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения; Расширять словарный запас детей; Знакомить с графическим изображением буквы; Учить соотносить звук и букву; Учить детей производить звуко - буквенный анализ слова; Упражнять в аналитико-синтетической деятельности; Подготовить руки ребенка к письму; 4 Упражнять в печатании букв, слогов (по образцу). Развивающие: Развивать слуховое восприятие; Развивать графические навыки; Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки; Развивать глазомер, четкую координацию руки. Воспитательные: Воспитывать умение работать; Воспитывать нравственные качества, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим; Воспитывать усидчивость; Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий. Принципы реализации программы В основе реализации программы лежат принципы: 1. Принцип личностно-ориентированного общения. Приоритетные формы общения педагога с детьми – партнерство, соучастие и взаимодействие. 2. Принцип интеграции - предполагает сотрудничество с семьей, взаимосвязь разных видов деятельности. 3. Принцип развивающего обучения - предполагает постановку ведущих целей обучения: познавательную, развивающую, воспитательную, развитие познавательных и творческих и творческих способностей детей. 4. Принцип последовательности -предполагает изучение материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно. 5. Принцип наглядности – широкое представление изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, предметы, фотографии, книги и т.д. 6. Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе обучения чтению с учетом возраста ребенка, накопленного им опыта, особенностей. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Режим занятий. Программа ориентирована на детей 5-7 летнего возраста. Срок реализации программы - 2 года: 1-ый год обучения – 5-6 лет, 2-ой год обучения – 6-7 лет. Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий. Образовательные ситуации и занятия распределены в соответствии с сеткойрасписанием. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня и 5 включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей. Воспитатель дозирует объѐм образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 5 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 25 - 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03). Учебный план кружка «АБВГДейка» (подготовка к обучению чтению) Группа (до 15 чел) Первый год (5-6лет) Второй год (6-7лет) Количество занятий в неделю Всего занятий в месяц Всего занятий в год 2 50 мин 8 64 2 60мин 8 64 Методы и приемы обучения. На занятиях используются различные методы, приемы и средства обучения и воспитания: информационные, репродуктивные (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративные, словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ, мультимедиа презентации); практические (фонематические упражнения, работа с текстами, дидактические игры, рисование, театрализация); методы стимулирования (поощрение, одобрение, похвала, награждение, соревнование) Формы и методы контроля. Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме. Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг. Педагогический мониторинг - это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействий, а так же на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает: 1. Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение 6 функции слежения; 2. Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений; 3. Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс. Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка. Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля: начальный контроль (сентябрь), итоговый контроль (апрель) Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми навыками чтения. При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы: 1. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску. 2. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация. 3.Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребѐнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует. Мониторинг результатов усвоения программного материала детьми программы «АБВГДейка» (обучение чтению). (См. приложение №1) ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ПРОГРАММЫ Программы реализуется в 2 этапа обучения: I этап: 5 -6 лет. Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению. II этап: 6 -7 лет. Развитие интереса и способности к чтению Прогнозируемые результаты: Первый год обучения. Ребенок к концу года умеет: правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи; 7 различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, громкие и тихие; делить слова на слоги; дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно; определять и называть первый звук в слове; произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание; рисовать прямые вертикальные и горизонтальные линии, округлые линии, штриховать несложные предметы; выполнять упражнения для пальцев и кистей рук; составлять 2-3 предложения по картине; отвечать на вопросы рассказа с помощью простых предложений; заучивать небольшие стихотворения; знать буквы русского алфавита Второй год обучения. Ребенок к концу второго года обучения: знает буквы русского алфавита; понимает и использует в речи термины «звук», «буква»; Умеет: правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи; определять место звука в слове: в начале, середине, в конце; различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки; делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную; пользоваться графическим обозначением звуков; записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок, из личного опыта читать слова, предложения, небольшие рассказы; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; понимать и выполнять учебную задачу, а также проявлять такие качества как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность. ХАРАКТИРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Возрастные особенности детей 5-6 лет. 8 Рост и развитие ребѐнка протекает неравномерно. Процесс идѐт то быстрее, то медленнее, причѐм включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Поскольку нервная система детей пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап своего рода перелом. Общему психическому развитию содействует активизация воображения. Педагоги должны научиться ценить в дошкольнике неспособность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические, приѐмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, например, математикой, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом. Образы из окружающей жизни и литературы становятся сложнее. У дошкольника продолжает развиваться речь: звуковая сторона, лексика, грамматический строй. Дети начинают употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. К концу дошкольного возраста ребѐнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений. Научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата. Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех. В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5-6 лет: ребѐнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса; ведущее значения приобретает развитие воображения. Возрастные особенности детей 6-7 лет. 9 У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений,' формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Для педагога: 1. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г. 2. Е.В.Колесникова «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г. 3. Е.В.Колесникова «Я уже читаю»/ Сборник литературных произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г. 4. Е.В.Колесникова, Л.В. Игнатьева «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г. Для детей: 1. Е.В.Колесникова «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г. 1 2. Л.В. Игнатьева «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1и № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010 г. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 5 -6 лет. Цель: Развитие звуко-буквенного анализа и интереса к чтению. Задачи: • Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря. • Развитие грамматического строя речи. • Развитие связной речи с опорой на речевой опыт ребѐнка. • Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи. • Развитие мелкой моторики рук. Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твердые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки. Данный раздел программы нацелен на развитие связной речи ребѐнка, его фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики мышц. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению. Основные этапы и содержание работы 1. Подготовительный: • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки • интонационное выделение заданного звука в слове • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема) • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей 2. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э: • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий) • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный круг • определение места звука / буквы в слове • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий) 3. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р: • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в 1 слове • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние» • гласные буквы, придающие твердость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твердых согласных – синий квадрат • чтение слогов с изученными звуками и буквами • составление и чтение слов из знакомых букв • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов 4. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И: • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении • графическое изображение мягких согласных звуков – зеленый квадрат 5. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости: • звуковой (фонетический) анализ слова • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема) • переход к чтению предложений из двух, трех, четырех знакомых слов 6. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение» • переход к чтению несложных текстов 7. Повторение и закрепление пройденного материала. Перспективное планирование программного содержания 1-й год обучения (5 -6 лет). Месяц Октя брь 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Нояб рь Тема занятия № п/п 9 Знакомство: Звук, графическое изображение звука в слове (квадрат) Знакомство: Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение на слух и при произношении гласных и согласных звуков. Знакомство: Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Слова. Звуки. Звук и буква А. Звук А:графическое изображение гласного звука (красный круг), место звука в слове (начало, середина, конец) Буква А: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Буква О: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. 1 10 Звук и буква У. Звук У: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. 11 Буква У: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Чтение слогов АУ, УА, печатание слогов. 12 13 14 15 16 Буква Э: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы 17 18 Гласные звуки и буквы: А, У, О, Ы, Э - закрепление пройденного материала 19 Буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слогов. Звук и буква М: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. Буква М: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слогов. (МАМА, МЫЛО, ЛОМ), Звук и буква Н: графическое изображение твердого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы. 20 Дека брь Звук и буква Ы: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы. Буква Ы: место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы. Звук и буква Э: место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э). 21 22 23 24 25 26 27 Звук и буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слогов, печатание буквы. Буква Н: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слогов. (МАМА, МЫЛО, ЛОМ), Звук и буква Р: место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы. Буква Р: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слов (РАМА, РАНА). Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог и ударный гласный в слове. Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красный круг и синий квадрат) и буквами, чтение слов. 28 Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графическое изображение предложений. 29 30 Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов. Буква Я: буква в начале слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их графическое изображение на схеме (зеленый квадрат), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений. 31 Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов Янва рь 1 32 Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА). 33 Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК) 34 Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ) Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ). Дополнительный материал: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением. Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН). Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА). Буква И:место буквы в слове, чтение слогов, слов, печатание буквы. 35 Февр аль 36 37 38 39 40 41 42 Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИТ/КОТ, ГРОМ/ГРИМ), соотнесение схем слов с названием предметов (на звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ). 43 Звуки Д и Дь, Т и Ть:графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв Д и Т Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д и Т и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО), соотнесение схем слов с названием предметов ДЯТЕЛ/ДУДКА, чтение предложения (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО). Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В, Ф:графическое изображение мягких и твердых. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий - глухой), чтение слогов, печатание букв В и Ф. Буквы В и Ф: Чтение слов с буквами В и Ф, фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (награфическое изображение звуков) – ВОРОНА/ФОНАРИ. Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С:графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв З и С. Буквы З, С: Чтение слов буквами З и С, фонетический разбор слов (РОЗА - ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на графическое изображение звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА). 44 Март 45 46 47 48 Апре ль Закрепление: твердые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН). Звуки Г и Гь, К и Кь: графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (ГОРА/КОРА,), 49 Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П:графическое изображение мягких и твердых согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, печатание букв Б и П. 50 Буквы Б, П: Чтение слов буквами Б и П, фонетический разбор слов (БЫЛ - БИЛ, ПАРТА - ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ) 51 Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуковграфическое изображение мягких и 1 твердых согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но). 52 53 54 55 56 57 Май 58 59 60 61 Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов со звуком Х. Звуки и буквы Ж и Ш: характеристика, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ),печатание букв Ж и Ш. Буквы Ж и Ш: чтение слогов и слов, деление слов на слоги. Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из стихотворения, печатание букв Ч и Щ. Звук и буква Ц: характеристика звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение отрывка из стихотворения, печатание буквы Ц Звук и буква Й: характеристика звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стихотворения. Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), печатание мягкого знака (Ь) Твердый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стихотворения, печатание твердого знака. Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово. Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова. 62 63 Закрепление: алфавит, чтение стихотворений 64 Повторение – закрепление. Ребусы, загадки, чтение стихотворений. Проверочная работа. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ: 6 -7 ЛЕТ Цель: Овладение техникой чтения, развитие зарождающегося интереса к самостоятельному чтению. Задачи: расширять знания и представления детей об окружающем мире; развивать фонематический слух; обогащать словарный запас дошкольников; развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми. развивать компоненты устной речи детей (лексическую сторону, грамматический строй речи, связную речь - диалогическую и монологическую формы) в различных формах и видах детской деятельности; развивать врожденную грамотность, умение обобщать, анализировать, мыслить, рассуждать; формировать умение понимать прочитанный текст; 1 развивать интерес и способность к чтению; учить писать слова, предложения печатными буквами; развивать графические навыки с целью подготовки руки ребенка к письму; формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно; учить самостоятельно формулировать учебную задачу, пользуясь условными обозначениями; формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы. Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению. Перспективное планирование программного содержания на 2-й год обучения (6-7 лет) Месяц № п/п 1. 2. 3. Октя брь 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Нояб рь Дека 12. 13. Тема занятия Повторение: Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Повторение: Слог как часть слова, графическое изображение слова . Звук и буква А. Звук А: место звука в слове (начало, середина, конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. Буква А: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Графические навыки. Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (начало, середина, конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. Буква О: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Графические навыки. Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. Буква У: задания на обобщение, Чтение слогов, предложений, текста. Графические навыки. Звук и буква Ы. Звук Ы: место звука в слове (нач., сер., конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. Буква Ы: задания на обобщение, чтение слогов, предложений, текста. графические навыки. Звук и буква Э. Звук Э: место звука в слове (начало, середина, конец),словарные слова, графические навыки: узоры, буква. Буква Э: задания на обобщение, чтение слогов, предложений, текста, графические навыки. Звук и буква Л: место звука в слове, называние слов с начальных слогов, графические навыки: узоры, печатание буквы. 14. Буква Л: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание буквы и слогов, анаграммы. 15. Звук и буква М: место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (мама, мыло, лама), графические навыки. 16. Буква М: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слогов, слов, печатание буквы и слогов, анаграммы, слоговая таблица. Звук и буква Н: место звука в слове, графические навыки: узор, буква, слог-слияние, слова (луна, 17. 1 она, Анна), предложение (Анна мала); чтение слогов, слов, предложения. брь 18. Буква Н: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. Написание слов условными обозначениями 19. Звук и буква Р: место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, слов (орлы, нора, ура), предложения (Мама мыла Лару мылом), графические навыки Буква Р: место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов, печатание слов, предложения, деление слов на слоги. 20. 21. Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов, написание слов знаками (красный круг и синий квадрат) и буквами, чтение слов, написание слов условными обозначениями. 22. Буква Я: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (няня, маляры, Оля), предложение (Яна мала). Чтение слогов, предложения. 23. Буква Я: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Анаграммы. 24. Буква Ю: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (юмор, юла, Юля), предложение (У Юры юла). Чтение слогов, предложения. 25. Буква Ю: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звукобуквенный анализ слов. 26. Буква Е: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (море, мера, Емеля), предложение (У Лены мел). Чтение слогов, предложения. 27. Буква Е: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Звукобуквенный анализ слов. Буква Ё: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (моѐ, мѐл, Алена), предложение (Леня мел). Чтение слогов, предложения. 28. Янва рь 29. Буква Ё: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Графические навыки: буква, слова, предложение (Лѐня ел яблоко) 30. Буква И: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (имена, малина Ира), предложение (У Иры лимон). Чтение слогов, предложения. 31. Буква И: место буквы в слове, слоговое чтение (таблица слогов), чтение текста, слова. Графические навыки: буква, слова, предложение Звуки "Г", "Гь", буква "Г": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (игла, луг, Егор), предложение (Галя и Гена на лугу). Чтение слогов, предложения. 32. Февр аль 33. Буква Г: чтение слогов с буквой Г, и фонетический разбор, соотнесение схем слов с названием предметов (на графическое изображение звуков), чтение текста, слова. Графические навыки: буква, слова, предложение). 34. Звуки "К", "Кь", буква "К": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (корка, акула, Коля), предложение (У Коли и Киры игра). Чтение слогов, предложения. 35. Буква К: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Анаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение). Звуки "Д", "Дь", буква "Д": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (крокодил, один, Дима).), предложение (Дина уронила дудку). Чтение слогов, предложения. 36. 37. 38. Буква Д: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Графические навыки: буква, слова, предложение. Звуки "Т", "Ть", буква "Т": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, 1 буква, слоги, слова (лето, тигр, Таня), предложение (Тоня ела мандарины). Чтение слогов, предложения. 39. 40. 41. 42. 43. 44. Март 45. 46. Май Буква В: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Графические навыки: буква, слова, предложение). Звуки "Ф", "Фь", буква "Ф": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (филин, туфли, Федор). предложение (На ферме много коров). Чтение слогов, предложения. Буква Ф: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Анаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение. Звуки "З", "Зь", буква "З": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (зима, роза, Зина). предложение (Зоя вяла корзину). Чтение слогов, предложения. Буква З: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Анаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение. Звуки "С", "Сь", буква "С": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (кусты, рассказ, Света), предложение (Соня знает много сказок). Чтение слогов, предложения. 47. Буква С: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Анаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение. 48. Звуки "Б", "Бь", буква "Б": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (бусы, кабан, Боря). предложение (Боря кормит белку). Чтение слогов, предложения. 49. Буква Б: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Анаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение. Звуки "П", "Пь", буква "П": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (палка, липа, Полина). предложение (Папа купил фрукты). Чтение слогов, предложения. 50. Апре ль Буква Т: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Графические навыки: буква, слова, предложение). Звуки "В", "Вь", буква "В": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ворона, ров, Ваня), предложение (Вика мыла вилки). Чтение слогов, предложения. 51. Буква П: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Графические навыки: буква, слова, предложение. 52. Звуки "Х", "Хь", буква "Х": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (сухари, хлеб, хохолок). предложение (Белка любит орехи). Чтение слогов, предложения. 53. Буква Х: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Анаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение. 54. Звуки "Ж-Ш", буквы "Ж-Ш": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (ложка, жара, школа, машина), предложение (Сашу ужалила оса). Чтение слогов, предложения. 55. 56. Буквы Ж - Ш: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. Анаграммы. Графические навыки: буква, слова, предложение. Звуки "Ч-Щ", буквы "Ч-Щ": место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (часы, дочка, щука, чаща), предложение (Щенок утащил косточку). Чтение слогов, предложения. 57. Буквы Ч - Щ: слоговая таблица (чтение слогов, слов), фонетический разбор, чтение текста, слова. 1 Графические навыки: буква, слова, предложение. 58. Буква Й: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (майка, йод, попугай), предложение (Зайка стал зазнайка). Чтение слогов, предложения. 59. Буква Ц: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слоги, слова (цапля, солнце, певец), предложение (Все птицы важны). Чтение слогов, предложения. 60. Буква Ь: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (соль, печенье, ель), предложение (Льет сильный дождь). Чтение слов, предложения. Буква Ъ: место буквы в слове, словарные слова, графические навыки: узор, буква, слова (подъезд, съел, объявление), предложение (Дети съехали с горы). Чтение слов, предложения. Алфавит.Чтение слогов, предложения, шуток – чистоговорок. 61. 62. 63. 64. Проверочная работа Повторение – закрепление. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Основные направления взаимодействия с родителями. Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных технологиях, о программе, которую реализует образовательная программа «АБВГДейка. (обучение чтению)» Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки родителей к роли родителей первоклассников. Основная функция родителей эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению заданий. Организация консультационной помощи родителям в построении отношений с ребенком, поддержки ребенка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения. Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое мнение. Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребѐнка. Перспективный план по взаимодействию с родителями Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных установок. Тема Форма работы Дата проведения «Чего вы ждѐте от дополнительного образования?» «Что такое готовность к школе» Анкетирование. Сентябрь Консультация Октябрь «Познавательные игры в домашних условиях» «Нужно ли заставлять детей заниматься» «Роль семьи в воспитании и обучении детей» Оформление папки-передвижки. Ноябрь Консультация. Заседание круглого стола. Декабрь «Задачи семьи в подготовке ребѐнка к обучению в школе» Тематическая беседа. Февраль «Приходите в гости» День открытых дверей. «Развитие самостоятельности и активности детей» Консультация Январь Март Апрель 1 «Использование художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников в семье» Консультация. Май 2 ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение №1. Мониторинг результатов усвоения детьми программного материала программы «АБВГДейка» (Обучение чтению). Разли п Фамил чает / ия, имя звук, п ребенк слог, слово а № Опред еляет после доват ельно сть звуко вв слове Прави льно опред еляет ударн ый слог в слове Правиль но составля ет предлож ение Уме ет схем атич ески изоб рази ть пред ложе ние Употре бляет в речи синони мы, антони мы Использ ует в речи сложны е предло жения Чита ет слог и, слов а, пред ложе ния Обще е колич ество балло в 1 . 2 . 3 . 4 . Оценка дается по трехбальной системе. Уровень развитияниже среднего – 1 балл – компоненты не сформированы Средний уровень развития - 2 балла – компоненты не достаточно сформированы Уровень развитиявыше среднего – 3 балла – все компоненты сформированы Приложение №2. Занятие на тему: «Звук, графическое изображение звука в слове 2 (квадрат)» (5-6 лет). Задачи: Обучающие: познакомить детей с понятиями «звук», «буква»;учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный; познакомить с графическим изображением звука в слове - квадрат учить детей рисовать квадратики в тетради в клеточку; Развивающие: развивать слуховое внимание. развивать фонематический слух; развивать мелкую моторику. Воспитывающие: Воспитывать аккуратность и терпение. Оборудование: ширма, три листа бумаги, ножницы, мяч, книга, картинки (индюк, утюг, утка, автобус, осень, облако, петух, кот, дым, лист, шкаф, кирпич). Ход занятия. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй маленький дубок! Мы живем в одном краю – 2 Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Игра «Послушай и отгадай» Педагог предлагает детям закрыть глаза и отгадать, что он делает: Шелестит бумагой Хлопает в ладоши Режет бумагу Рвет бумагу Играет мячом Листает книгу Педагог: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели? Дети: Мы слышали звуки. 2. Знакомство с понятием звук. Педагог: Давным – давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. В одном племени жила девочка по имени Таффи. Она была очень любознательная, внимательная, умная. Таффи гуляла по лугам и лесам, прислушивалась к разным звукам. По звуку она могла определить животное: Ч – ч – ч – это стрекочет кузнечик, Ы – ы – ы – ревет медведь, И – и – и – ржет лошадь, Р – р – р – рычит тигр. Педагог: Ребята, а как шипит змея? (ш – ш – ш) Как воет волк? (у – у – у) Как звенит комар? (з – з – з) 2 Как жужжит жук? (ж – ж – ж) Таффи повторяла услышанные звуки, училась соединять их: шшшуууумммм, дддыыыммм. У нее стали получаться слова. Значит из чего состоят слова? Дети: Слова состоят из звуков. Педагог: Чтобы услышать звуки в слове, надо произнести слово протяжно. Педагог: У Таффи была волшебная палочка. Она играла с ней. Как только палочка касалась предмета, слово протяжно звучало: жжжууукккк. Вот эта палочка (указка). Давайте и мы так поиграем. Вы молчите, я молчу, И палочка молчит. Предмета палочка коснется – Сразу слово зазвучит. Педагог выставляет картинки: волк, мак, лиса и т.д. Дети упражняются в протяжном произнесении слов. воспитатель спрашивает, какие звуки услышали. Педагог: Вместо звука Таффи рисовала палочкой на песке квадратик. Слово жук она написала так: И мы с вами будем обозначать звуки квадратиками. 3.Рисование квадратиков в тетради в клетку Физминутка. Перед нами луг широкий,(руки в стороны) А над нами лес высокий.(руки вверх) А над нами сосны, ели(руки вверх, наклоны туловища) Головами зашумели. Грянул гром- (хлопок) Побежали быстро в дом.(бег на месте) 2 4. Выделение начального гласного и конечного согласного в слове. Педагог: У девочки Таффи был друг Дракоша – Звукоедик. Его так звали потому, что он любил проглатывать звуки в словах. Педагог выставляет поочереди картинки на доску. -Какой звук он проглотил в начале слова? … ндюк, …тюг, …тка, …втобус, …сень, …блако. Педагог: А какой последний звук в словах съел Дракоша? Пету…, ко…, ды…, лис…, шка…, кирпи…. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Игра «Узнай слово». Педагог:Воспитатель : Из чего состоят слова? Дети: Слова состоят из звуков. Педагог: Таффи соединяла звуки в слова и произносила их протяжно. Попробуйте узнать, какие слова у нее получились? Сссоооккк Ннноооссс Педагог: Какие звуки мы услышали в этих словах? Итог занятия. Педагог: Произнося слово протяжно и внимательно прислушиваясь, вы научитесь слышать все звуки в слове. Приложение №3. Занятие на тему: «Звук и буква «О» (5-6 лет). Задачи: Обучающие: 2 Закрепить понятия «гласные», «согласные» звуки; Познакомить детей со звуком [О]; Обучение правильной артикуляции звука; Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец); Учить предметов со схемами слов. Развивающие: Формировать умение классифицировать предметы, обозначающие диких животных Развивать фонетический слух. Развивать слуховое внимание. Развитие грамматического строя речи. Воспитывающие: Воспитывать усидчивость и терпение. Оборудование: Картинки с изображением овощей,картинки, в названии которых есть звук (О), картинка – символ звука (О). Ход занятия 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Педагог: Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть сегодня на занятие. Какие - то вы сонные. Наверное, вы ещѐ не проснулись. Давайте вместе умоемся и начнѐм наше занятие. Педагог: Водичка, водичка, умой моѐ личико, Чтобы глазки блестели, чтобы щѐчки краснели, Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. (выполняют самомассаж лица) 2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Педагог: Из чего состоят слова? Дети: Слова состоят из звуков. Педагог: Какие бывают звуки? Дети: Гласные и согласные Педагог: Как можно изобразить графически гласный звук? Дети:Красный круг Педагог: Как можно изобразить графически согласный звук? 2 Дети:Синий квадрат 3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Педагог: Ребята, посмотрите на картинку, что вы видите? Дети: Лук, морковь, капуста, свекла, огурец, помидор, картошка. Педагог: Как всѐ это можно назвать, одним словом? Дети: Овощи. Педагог: Какой первый звук в слове овощи? (педагог голосом выделяет звук [О].) Дети: Звук [О]. Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [о]; с буквой обозначающей этот звук. Когда мы произносим звук[О]: - Губы округлены и слегка выдвинуты вперѐд; - Зубы закрыты губами; - Язык лежит на дне рта; - Горлышко работает. Дети:воспроизводят артикуляцию звука без голоса, затем правильно произносят звук [О]. Педагог: Какой звук [О]. Дети: Гласный. Педагог: Почему? Дети: Этот звук можно пропеть, воздух при образовании звука не встречает преграды на своѐм пути. Педагог: Правильно, звук [О]- гласный, и для его обозначения используется красный кружок. Практическая работа. Педагог:-Сейчас мы поиграем в игру. Я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук[О], хлопните в ладоши. 1. О, и, а, м, о, у, э, о, о; 2. Со, ма, ко, ти, па, ом, от, ло; 3. Сом, дом, мак, свет, кот, мир. Дети:(хлопают в ладоши, когда услышат нужный звук). Физкультминутка Мы топаем ногами. Топ, топ, топ (ходьба на месте). Мы хлопаем руками.. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши). Качаем головой (наклоны головы вправо, влево). Мы руки поднимаем (руки вверх). 2 Мы руки опускаем (руки вниз). Мы руки разведем (руки в стороны). И побежим кругом (бег). Работа в тетради. Педагог: Ребята, внимательно посмотрите на картинки и выберите только те, в названии которых звук [О] стоит в начале слова.(Осы) Педагог: Выберите картинки, в которых звук [О] стоит в конце слова.(Перо) - Выберите только те картинки, в названии которых звук[О] стоит в середине слова.(Дом) (Дети дают ответы). -Нарисуйте красный кружок в прямоугольнике на том месте, где слышится звук [О]. Педагог: Ребята, на что похожа буква «О». (Ответы детей). Педагог:(демонстрирует детям картинку с изображением «сушки») «О» ужасно удивилась: Сушка с маком ей приснилась. «Как похожа на меня! Может, с нею мы родня?» - Ребята, откройте свои тетради и нарисуйте мяч, как показано на рисунке, сначала по пунктирным линиям, а затем самостоятельно. Педагог: Ребята, молодцы. Вы справились с заданием. И я для вас приготовила загадки. Отгадайте загадки и назовите первый звук в отгадках. Без крыльев летит, Без ног бежит, Без паруса плывѐт. Дети: Облако, первый звук [О]. Педагог: Когда ночь длинна, А вода холодна? Дети: Осень, первый звук [О]. Педагог: Сер, но не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, а не лошадь. 2 Дети: Ослик, первый звук [О]. 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Педагог: - Итак, ребята занятие подходи к концу. Скажите с каким звуком вы сегодня познакомились? - Какой это звук? - Почему гласный? - Какой буквой обозначается звук[О]? - На что похожа буква О? Итог занятия. - Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук [О]. Приложение №4. Занятие на тему: «Звук и буква «Л» (5-6 лет). Задачи: Обучающие: Закрепить понятия «гласные», «согласные» звуки; Познакомить детей со звуком и буквой «Л»; Учить детей интонационному выделению звука в слове, умению подбирать слова с заданным звуком (в начале слова, в середине слова) ; Учить детей распознавать слог-слияние; Объяснить механизм соединения твердого согласного с гласным; Учить определять количество слогов в слове; Учить печатать букву «Л». Развивающие: Развивать фонетический слух. Развивать слуховое внимание. Развивать мелкую моторику рук и внимание при работе в тетрадях. Воспитывающие: Воспитывать аккуратность и терпение. Оборудование: Картинки с изображением овощей, картинки, в названии которых есть звук [Л], картинка – символ звука[Л]. Ход занятия 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Минутка психологического настроя «Дружба начинается с улыбки» 2. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. 2 Педагог: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит наша речь. Из чего состоят слова? Дети: Слова состоят из звуков. Педагог: Какие бывают звуки? Дети: Гласные и согласные Педагог: Что умеют делать гласные звуки? Дети: Петь. Педагог: Что умеют делать согласные звуки? Дети: Шипеть, жужжать, фыркать, стучать и т.д. 3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Педагог: Ребята, послушайте весѐлые стихи: Весѐлые стихи. Лев комарика ловил, Лапой лоб себе разбил. Летят опилки белые, Летят из-под пилы. Это плотник делает Окна и полы. Лодки по морю плывут, Люди вѐслами гребут. -Какой звук здесь встречается чаще всего, в каких словах есть звук [л]? -Ребята, посмотрите на картинку и назовите первый звук в названии нарисованных предметов. Дети: Лук, лодка, лампа, лошадь. Педагог: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Л ], с буквой обозначающей этот звук. Педагог: Звук [Л ] не поется, значит он какой? Дети: Согласный. Педагог: Как можно изобразить графически согласный звук? Дети: Синий квадрат. Практическая работа. 1.Игра «Доскажи словечко». Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто же это?...(лиса). Тихо-тихо снег идѐт, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лѐд Во дворе…(лопатой). На скамейке у ворот Лена горько слѐзы…(льѐт). 3 1. Игра « Придумай слово». Кто больше придумает слов начинающихся со звука[Л]. 2. Загадки. Две полоски на снегу Оставляют на бегу. Я лечу от них стрелой, А они опять за мной. (лыжи). Привела я солнце За своѐ оконце, К потолку подвесила, Стало дома весело. (лампочка). Рядом с дворником шагаю Разгребаю снег кругом. И ребятам помогаю Делать гору, строить дом. ( лопата ) Физкультминутка Мы листики осенние, — (плавное покачивание руками вверху над головой) На ветках мы сидим. Дунул ветер - полетели. – (руки в стороны) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. — (присели) Ветер снова набежал И листочки все поднял. — (плавное покачивание руками вверху над головой) Закружились, полетели И на землю снова сели. ( Дети садятся по местам). Работа в тетради. 1. Ребята, внимательно посмотрите на картинки, определите место звука [Л] и соедини картинку с соответствующей схемой. Педагог: Ребята, звука [Л] обозначается на письме буквой «Л». На что похожа буква «Л». Педагог: На стремянку Л похожа И на крышу дома тоже. Лесом Лѐгкий Лист ЛетеЛ, Приземляться не хотеЛ. 2. Ребята, откройте свои тетради и напишите букву «Л» в слоговом домике по пунктирным линиям, а затем самостоятельно. Педагог: Согласные и гласные звуки дружат между собой. Когда согласный звук становится перед гласным, то у них получается песенка – слог. 3 Но когда звуки не дружат и стоят по –другому, песня у них не получается Педагог: Прочитайте слоги в слоговом домике. Дети:ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ 3. Разделите прямоугольники под каждой картинкой на столько частей, сколько слогов в еѐ названии. 4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА Педагог: Вспомните и назовите все гласные звуки, которые мы выучили. -С каким звуком и буквой мы познакомились сегодня? Итог занятия. - Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук [Л]. Приложение №5. Занятие на тему: «Звуки речи. Гласные и согласные звуки» (6-7 лет). Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с понятиями «звук»; Рассказать о том, что звуки делятся на гласные и согласные; Учить выделять начальный гласный звук в слове и конечный согласный; Учить детей на слух распознавать звуки; Развивающие: Формировать умение классифицировать предметы, обозначающие диких животных Развивать фонетический слух Развивать слуховое внимание. Развивать мелкую моторику Развивать грамматический строй речи. Воспитывающие: Воспитывать аккуратность и терпение. Оборудование: красный и синий карандаши (на каждого ребенка), куклызвуковички (на усмотрение педагога), маленький шарик (мячик) и кубик. Ход занятия. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» Здравствуй, солнце золотое! 3 Здравствуй небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй маленький дубок! Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую! Пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга. II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Педагог: Ребята, сегодня мы начнѐм увлекательное путешествие в волшебный город Букв. Буквы - это символы, которыми мы записываем нашу речь. А речь наша состоит… (из звуков) -Многие животные тоже общаются при помощи звуков. Давайте, выполним следующее упражнение. Упражнение «Послушай вопросы и ответь на них» Как воет ? Как рычит ? Как жужжит ? Как шипит ? Педагог: Можно увидеть звук? (Нет) А ведь он живой, только невидимый. Но если бы мы могли его увидеть, он оказался бы обыкновенным малышом с ласковым названием «звуковичок». Педагог демонстрирует детям иллюстрацию со Звуковичком (можно показать куклу, у которой будут крылышки и колокольчик) Педагог: Как только кто -нибудь из вас произносит звук, звуковичок вылетает изо рта. Итак, звук, или звуковичка, можно проговорить или услышать, но нельзя увидеть. -Всегда ли легко звуковичку покинуть свой домик (наш ротик) и выпорхнуть из него? Иногда дверки домика открываются легко и звуки из них вылетают и катятся как шарик или мячик (педагог прокатывает шарик или мячик по столу), не встречая никаких преград: [а], [о], [у], [ы], [и], [э] (пропевает звуки вместе с детьми). Эти звуковички – девочки. У них прекрасный голос. Поэтому всех их зовут гласными.Звуковички- девочки носят красные платьица и бантики, в руках у них красные колокольчики. Другие звуковички-мальчики, вылетая из своего домика, натыкаются на разные преграды (педагог пробует прокатить кубик по столу), зубы, языки, губы – и поэтому рычат[р], шипят[ш], жужжат [ж], кряхтят [к], фыркают [ф] (произносит звуки вместе с детьми). Звуковичков – мальчиков называют согласными звуками. Они не умеют петь и очень огорчаются из-за этого. Носят они одежду или синего, или зеленого цвета. В руках у них тоже колокольчики, а на головах синие и зеленые шапочки. 3 Запомните:Звуки, или звуковички, могут быть двух видов - гласные и согласные. Физкультминутка. Перед нами луг широкий,(руки в стороны) А над нами лес высокий.(руки вверх) А над нами сосны, ели Головами зашумели.(руки вверх, наклоны туловища в стороны) Грянул гром (хлопок) Побежали быстро в дом.(бег на месте) III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Педагог:Выполните письменное задание в тетради: Задание 1. Выбери одежду Звуковичкам и закрась еѐ нужным цветом. Задание 2. Слуховой диктант. Педагог произносит звук, а дети в тетради закрашивают квадратики нужным цветом: [а] – красный цвет, [р] – синий цвет, и т.д. ([у], [ы], [ш], [к] ,[о]). IV. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Педагог: Звук, можно проговорить или услышать, но нельзя увидеть и поймать. Звуки могут быть двух видов: гласные и согласные. Приложение №6. Занятие на тему: ««Звук и буква Ы». (6-7 лет). Задачи: Обучающие: Закрепить понятия «гласные» и «согласные» звуки; Познакомить детей со звуком и буквой Ы; Учить писать букву Ы; Продолжать учить детей делить слова на слоги; Расширять представления детей о домашних животных. Развивающие: Развивать фонетический слух Развивать слуховое внимание. Развивать мелкую моторику Развивать грамматический строй речи. Воспитывающие: 3 Воспитывать аккуратность и терпение. Оборудование: красный и синий карандаши (на каждого ребенка), куклызвуковички (на усмотрение педагога), маленький шарик (мячик) и кубик. Ход занятия. 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ Минутка вхождения «Здравствуй солнце золотое» 2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. 1. Д/и «Гласные - согласные» У каждого ребенка карточки красного и синего цвета. Если педагог произносит согласный звук, то дети поднимают синюю карточку, если произносится гласный звук – то поднимается красная карточка. 2. Составление предложений с маленьким словом У. (Приложение 1) а) Рассмотрите картинки, назовите малышей животных и птиц. (цыпленок, гусенок, утенок, котенок поросенок, ягненок, щенок, козленок, жеребенок, ягненок). в) Составить предложение с маленьким словом У. (У курицы цыпленок. У гусыни гусенок. У утки утенок. У кошки котенок. и т.д.) 3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1. Знакомство со звуком и буквой «Ы». Педагог: Сегодня мы познакомимся с новым звуком[Ы] -В русском языке нет ни одного слова, которые начинались бы со звука [Ы], но этот звук встречается в середине и конце слов. -Определите местоположение звука [ы], в словах:рыба, часы, сыр. -Давайте все вместе произнесем звук [Ы]. Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? Почему? Дети: Звук [Ы] – гласный, его можно пропеть. Педагог: Звуковичок [ы], касаясь ножками листа бумаги оставляет след – букву Ы. -Как вы думаете, в каком домике в «Городе звуков и букв» будет жить буква Ы. Почему? Дети:В домике с красной крышей в районе гласных, потому что звук [ы], гласный. Педагог помещает букву «Ы» на карту «Города звуков и букв» Физкультминутка По дорожке шли, шли (Дети шагают на месте.) Много камешков нашли. Присели,(Садятся), Собрали,(Встают) Дальше пошли. (Дети шагают на месте) 2. Работа в тетради. 3 1. Письмо буквы «Ы» Слов, которые бы начинались со звука [ы], нет. Поэтому и большой буквы Ы тоже нет. Научитесь писать букву Ы по клеточкам. 2. Определи какой гласный звук есть в названии каждого предмета, и соедини его с соответствующей буквой. 4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. - Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. С какой буквой мы сегодня познакомились. Что вы узнали о букве Ы. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук [Ы]. Приложение 1. У У У . . . У . У У У . . . 3 Приложение №7. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Что такое готовность детей к школе» Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определѐнную систему требований, которые будут предъявлены ребѐнку во время обучения и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, в формировании его личности. С переходом к обучению в школе заканчивается дошкольное детство, начинается период школьного возраста. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, новые задачи, новые формы деятельности. В дошкольном возрасте ведущий вид деятельности - это игра, в школьном возрасте - учебная деятельность. Для успешного выполнения школьных обязанностей необходимо, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня в физическом и психическом развитии. Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определѐнный набор (физическая, психологическая, речевая, социальная, интеллектуальная), хотя уровень их развития может быть разными. Физическая готовность ребенка к школе означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически и состояние его здоровья должно позволять, успешно проходить образовательную программу. Психологическая готовность ребенка к школе означает - наличие желания учиться, умения внимательно слушать взрослого. Социальная готовность ребѐнка к школе подразумевает, что ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми, должен адекватно реагировать на замечания взрослых и сверстников. Интеллектуальная готовность ребѐнка к школе означает наличие у него определѐнных знаний, соответствующих возрасту, развитие памяти, речи, мышления, любознательности. Речевая готовность ребѐнка к школе предполагает сформированность 3 звуковой стороны речи, фонематических процессов, грамматического строя речи, готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. Какие же можно датьродителям советы по подготовке ребенка к школе: 1. Не травмируйте ребенка, если он - левша, не переучивайте с левой руки на правую. 2.Уделяйте больше внимания развитию графомоторных навыков у ребенка (схематичному рисованию предметов, штриховке). 3.Уделяйте больше внимания чтению ребѐнку на ночь, тем самым вы развиваете у ребѐнка умение слушать взрослого. 4. Развивайте у ребѐнка мелкие мышцы руки: перекладывание мелких игрушек пальцами, которые держат ручку; расстегивание и застегивание пуговиц; развязывание и завязывание узелков; завязывание и развязывание лент, шнуровок; плетение закладок, ковриков из ниток и так далее. 5. Упражняйте ребѐнка в делении слов на слоги ( хлопки, отстукивание, шагание). 6. Особое внимание следует уделить развитию умения ребѐнка пересказать любимую сказку, рассказ или сочинить собственную. Существенное значение для подготовки дошкольников к школе имеет укрепление их здоровья и повышение работоспособности, развитие мышления, любознательности, воспитание определенных нравственно-волевых качеств, формирование элементов учебной деятельности: умение сосредоточиться на учебной задаче, следовать указаниям учителя, контролировать свои действия в процессе выполнения задания. Помните, вы для своего ребенка – самый лучший друг. Находите малейшие поводы, чтобы похвалить его, терпеливо, день за днем помогайте ему преодолевать ошибки! Важный вопрос. Что означает диагноз: «ваш ребѐнок не готов к школе»? Родитель с испугом прочитывает в этой формулировке нечто страшное: «Ваш ребѐнок – недоразвитый». Или: «Ваш ребѐнок – плохой». Но если речь идѐт о ребѐнке не достигшем семи лет, то констатируемая неготовность к школьному обучению значит всего лишь то, что она значит. А именно то, что ребѐнку с поступлением в школу надо повременить. Он ещѐ не доиграл. Что такое речевая готовность ребѐнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их. 1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 3 2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка. 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных. 5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексикограмматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Дети правильно соотносящие звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребѐнка к школе? создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи; не ругать ребенка за неправильную речь; ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. 3 Список литературы 1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с. 2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с. 3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с. 4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с. 5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с. 6. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с. Список литературы. 1. Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников», М: ACT: Астрель, 2007г- 58с. 2. Анищенкова Е.С. «Пальчиковая дошкольников», М: ACT: Астрель, 2006г -61с. гимнастика для развития речи 3. Береславский Л., БереславскаяА., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 20 Юг - 80с. 4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., КисловаТ.Р. «По дороге к АЗУКЕ. Методические рекомендации», М: «Баланс», 2012г. 5. Буре Р. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. - 96с. Астрель; СПб.: Сова, 2007. - 64 с. 6. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., ДуроваН.В., Невская Л.Н. «Обучение грамоте». Журнал «Воспитатель ДОУ», ООО «ТЦ СФЕРА», 9 - 20Иг - 126с. 7. Игнатьева Л.В. «Читаю и пишу». Рабочие тетради №1 и № 2 к книге «АЗБУКА. Мой первый учебник»/ М., Изд. ЮВЕНТА. 2010 г. 8. Ковалько В.И. «Азбука физкультминуток для дошкольников»М.:ВАКО, 2005г- 176с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 9. Колесникова Е.В. «Предмет, слово, схема»./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г. 10. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Учебно-методическое пособие к рабочей тетради «От А до Я». - М.: Издательство «Ювента», 2009 – 80 с. 11. Колесникова Е.В. «Я уже произведений./М., Изд.ЮВЕНТА, 2009г. читаю»/ Сборник литературных 4 12. Колесникова Е.В., Игнатьева Л.В., «Азбука. Мой первый учебник»/ М. Изд. ЮВЕНТА. 2010 г. 13. Колесникова Е.В. «От А до Я» рабочая тетрадь для детей 5-6 лет./ М., Изд. ЮВЕНТА, 2009г. 14.Молчанова О.Г. «До школы шесть месяцев: срочно учимся читать» Планирование работы и конспекты занятий. / М., Изд.ГНОМ, 2012г. 15. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с. 16. Программа « От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно-методическое обеспечение, Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2007г. 17. Узорова О.В. «Игры с пальчиками», М:, ACT: Асгрель,2006г - 124с. 18. Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать», СПб: «Детство - Пресс», 2010г 181с. 4