ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ

Содержание
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
1.3. Содержание общеразвивающей программы
1.4. Планируемые результаты освоения программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы
3. Список литературы

Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука безопасности» (далее Программа) имеет социально-педагогическую
направленность. Программа направлена на формирование личности,
обладающей компетентностью в области безопасного поведения в окружающей
среде, воспитание у обучающихся навыков безопасного поведения в быту, на
улице и в природе, пропаганду здорового и безопасного образа жизни,
предотвращение дорожно-транспортных происшествий и пожаров с участием
детей.
Программа по организации безопасности жизнедеятельности детей
дошкольного возраста «Азбука безопасности» разработана в соответствии с
законодательными нормативными документами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 года № 273-Ф3;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года
№ 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта
дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических
правил
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной
инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой
коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
- Устав МБДОУ детский сад № 114.
Актуальность программы.
На современном этапе развития
российского образования его целью становится развитие у обучающихся
способностей безопасного взаимодействия в социуме, самостоятельного
решения социокультурных проблем на основе использования собственного
опыта, приобретаемого и обновляемого на протяжении всей жизни.
Профилактика детского травматизма при пожарах, на дороге, в быту и в
природе предполагает активизацию деятельности образовательных организаций
по обучению обучающихся правилам безопасного поведения в любых
ситуациях, представляющих угрозу их здоровью и жизни. Качественная
подготовка детей к жизнедеятельности в окружающей среде в решающей
степени зависит от правильного выбора и сочетания форм и методов обучения.
Отличительной особенностью данной программы является то, что
изучение
дополнительных
материалов
по
основам
безопасности
жизнедеятельности поможет в формировании и развитии как логических, так и

практических умений обучающихся. Кроме того, программа предоставляет
возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в
процессе
изучения
основ
безопасности
жизнедеятельности.
Дети
психологически и физически готовятся к принятию адекватных решений в
любых ситуациях.
Программа доступна в усвоении для детей дошкольного возраста и
интересна при соответствующем подборе приемов и методов. Все разделы
программы логически взаимосвязаны и представляют область знаний,
необходимых для достижения поставленных цели и задач, для развития и
воспитания личности, уверенной в себе, представляющей картину опасностей
окружающего мира.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она
является одной из эффективных форм воспитания, подготовки детей к решению
сложных жизненных ситуаций, способствует содействию социальному,
духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и
психическому развитию подрастающего поколения, обучению детей
адекватному поведению.
Адресат общеразвивающей программы: дети дошкольного возраста с 5
до 7 лет.
Поведение детей в различных ситуациях зависит от ряда факторов,
включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и
психическое состояние человека. Полноценное обучение правилам безопасного
поведения в быту, на дороге невозможно без учёта этих особенностей.
Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознает источники звуков: не всегда
может определить их направление, не может отличить звук работающего
двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль.
Обзор ребёнком окружающей обстановки ограничен его ростом –
психологи считают, что поле зрения ребёнка на 20 - 25% меньше, чем у
взрослого. Маленький рост вдвойне увеличивает риск вовлечение в дорожнотранспортное происшествие, так как не только у ребёнка ограничен обзор, но и
в то же время он сам он не виден водителю из-за стоящих транспортных
средств или других препятствий.
Интеллектуальные функции, необходимые для анализа жизненных
ситуаций (дорожно-транспортной, бытовой и др.), у детей формируются
постепенно. Например, шестилетний ребёнок одним взглядом может охватить
лишь 2 – 3 элемента ситуации и то лишь при благоприятных обстоятельствах.
Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени,
чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У
взрослого на то, чтобы оценить обстановку, обдумать её, принять решение и
начать действовать уходит примерно 0,8 – 1 секунда. Ребёнку требуется для
того же самого 3 – 4 секунды – ребенок реагирует со значительным
опозданием. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем
в 7 – лет.

Одной из особенностей поведения дошкольников является их игровая или
иная увлечённость. Что-то заинтересовало ребёнка на улице, дома, в
общественном помещении, увидел знакомого, кто-то его окликнул – и ребёнок
сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой
скорости автомобилей, ни сигналов светофора, моментально отвлекается.
Ребёнок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге,
не прогнозирует к каким последствиям приведёт его поступок для других
участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в
условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им
недооценивается.
Эти и другие особенности детей, в частности легкое забывание
инструкций, поверхностное восприятие требований правил дорожного
движения, требуют проведения с ними как можно большего количества
практических занятий и постоянного напоминания им о необходимости быть
осторожными.
Число детей, одновременно находящихся в группе – до 20 человек.
Режим занятий: первый год обучения: 1 раз в неделю по 25 минут, 36
занятий в год; второй год обучения: 1 раз в неделю по 30 минут, 36 занятий в
год.
Объем общеразвивающей программы: общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения
программы – 72 часа; продолжительность первого года обучения – 36 часов,
второго года обучения – 36 часов.
Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием
программы и составляет 2 года обучения: первый год обучения – 36 недель,
второй год обучения – 36 недель.
Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень.
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных
форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для
освоения содержания общеразвивающей программы.
Формы обучения: очная, групповая.
Виды занятий: познавательная беседа, практическое занятие,
обсуждение проблемных ситуаций, мастер-класс, открытое занятие и др.
Формы подведения результатов: тематическое занятие, беседа,
открытое занятие, педагогическое наблюдение, выполнение творческого
задания, участие в викторинах и т.д.
1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель общеразвивающей программы – формирование личности,
обладающей компетентностью в области безопасного поведения в окружающей
среде, воспитание у обучающихся навыков безопасного поведения в быту, на
улице и в природе, пропаганду здорового и безопасного образа жизни,
предотвращение дорожно-транспортных происшествий и пожаров с участием
детей.
Задачи общеразвивающей программы:

- обучающие:
 формировать у детей дошкольного возраста устойчивую
потребность к соблюдению правил безопасного поведения в любых
ситуациях;
 создать условия для сознательного изучения детьми правил
бытовой, пожарной, дорожной безопасности через интеграцию
разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной,
продуктивной);
 развивать интерес к занятиям по изучению основ безопасности
жизнедеятельности;
 формировать опыт принятия самостоятельных решений на основе
морального выбора и принятия ответственности за их результаты;
 закрепить знания и навыки у детей дошкольного возраста по
действиям в любых ситуациях, представляющих угрозу здоровью и
жизни.
- развивающие:
 развивать мотивацию у старших дошкольников к безопасному
поведению;
 способствовать формированию самостоятельных и сознанных
навыков и умений безопасного поведения в быту, на улице и в
природе;
 сформировать
у
обучающихся
устойчивые
позитивные
поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление
здоровья в окружающей среде;
 развить опыт переноса и применения универсальных действий в
жизненных ситуациях для решения задач общекультурного,
личностного и познавательного развития учащихся;
 развивать личностные качества дошкольников: самостоятельность,
ответственность, активность, аккуратность;
- воспитательные:
 воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил
безопасного поведения в окружающей среде;
 воспитывать уважительное отношение к здоровому и безопасному
образу жизни, осознанию объективной целесообразности
действующих
правил
и
требований
безопасности
жизнедеятельности;
 способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;
 воспитывать уверенность в своих силах, самостоятельность в
принятии решений.

1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Первый год обучения
всего
теория
практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

5

2

3

3.

Экологическая
безопасность
Безопасность в быту

9

4

5

4.

Дорожная безопасность

9

4

5

5.

Пожарная безопасность

11

5

6

6.

Итоговое занятие
Итого:

1
36

16

1
20

Формы
аттестации/контро
ля
Входная
педагогическая
диагностика
итоговые задания,
наблюдение, анализ
итоговые задания,
наблюдение, анализ
итоговые задания,
наблюдение, анализ
итоговые задания,
наблюдение, анализ
тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1 «Вводное занятие».
Теория: Ознакомление с основными терминами ЗОЖ. Что такое
«безопасность» и «опасность»?
Практика: Организация центра безопасности жизнедеятельности.
Раздел 2 «Экологическая безопасность».
Теория: Окружающий мир и экология. Значение экологии в
жизнедеятельности человека. Безопасно там, где не мусорят и там, где чисто.
Времена года. Изменчивость погоды. В лес и на речку – только со взрослыми!
Опасные места вокруг дома. Шаг за шагом к безопасности! Путь к спасению в
любых ситуациях!
Практика: Организация дидактических игр «Исключи лишнее»,
«Можно- нельзя», решение проблемных ситуаций, организация познавательных
прогулок, отработка учебной эвакуации, разбор действий при эвакуации.
Раздел 3 «Безопасность в быту»
Теория: Где я живу. Что такое «адрес» и зачем его важно знать.
Безопасное поведение в помещении без взрослых. Опасные предметы в
помещении, места их хранения. Термометр, ртуть в градуснике, бережное
обращение с градусником. Культура безопасности жизнедеятельности – это
здоровье, утренняя зарядка и личная гигиена. Водоснабжение в квартире. Что
произойдет, если оставить кран открытым? Почему опасен бытовой газ и
электричество. Правила безопасного обращения с ними. Правила хранения

бытовой химии и домашней аптечки. Лифт – зона повышенной опасности. Как
избежать травм при гололедице.
Практика: обсуждение проблемных ситуаций, поиск решений из
жизненных ситуаций, организация дидактических игр «Опасно – не опасно!»,
«Холодно – горячо!», просмотр мультфильмов, организация викторин о
правилах личной гигиены, игра – тренинг «Отключи воду». Телефонные номера
аварийных служб, игра «Помоги другу при парезе, ушибе», просмотр
мультфильма «Тетушка сова. Азбука безопасности», разбор действий в
ситуации «Один дома».
Раздел 4 «Дорожная безопасность»
Теория: Обязанности пешехода. Правила передвижения пешехода по
тротуару и обочине. Дорожные знаки для пешехода. «Дорожные ловушки».
Правила безопасности на улице. Пешеходный перекресток – регулируемый и
регулируемый. Регулировщик. Виды светофоров. Сигналы светофора. Виды
транспорта. Сходства и различия. Опасность перехода перед близко идущим
транспортным средством. Транспорт специального назначения. Телефонные
номера экстренных служб. Правила поведения пассажира при посадке, поездке
и выходе из транспорта.
Практика: просмотр мультфильма «Азбука пешехода», викторина по
дорожной безопасности, разбор дорожных ситуаций, создание схемы
«Безопасный маршрут», организация сюжетно-ролевой игры «Пешеходный
переход», изготовление макета светофора, организация дидактических игр
«Найди такой знак», сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы»,
закрепление правил в игровых ситуациях, раскраска «Специальные виды
транспорта», «Светофор», творческая работа по подбору картинок с видами
транспортных средств, оформление альбома «Транспортные средства».
Раздел 5 «Пожарная безопасность»
Теория: история «приручения» человеком огня. Огонь – друг, огонь –
враг! Как древние люди добывали огонь? Причины возникновения пожаров.
Детская шалость с огнем. Детский травматизм при пожарах. Спички – не
игрушка. Пожарный щит. Огнетушители. Правила пожарной безопасности в
природной среде. Причины лесных пожаров. Новая жизнь на лесном пожарище.
Работа пожарных. Телефон вызова экстренных служб.
Практика: рисование «Злой и добрый огонь», «Берегите лес от
пожаров!» решение тематических загадок, просмотр мультфильма «Спички»,
работа со словарем пожарных фразеологизмов, организация подвижных игр
«Потуши пожар», словесных игр «Пожарные на перекрестке».
Раздел 6 «Итоговое занятие»
Практика: демонстрация правильны действий в любых ситуациях, где
есть угроза здоровью и жизни: медицинская маска, пожарный рукав, телефон,
дорожные знаки, светофор, транспорт, перекресток, пешеходный переход.

№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
второй год обучения
всего
теория
практика

1.

Вводное занятие

1

1

-

2.

5

2

3

3.

Экологическая
безопасность
Безопасность в быту

9

4

5

4.

Дорожная безопасность

9

4

5

5.

Пожарная безопасность

11

5

6

6.

Итоговое занятие
Итого:

1
36

16

1
20

Формы
аттестации/контро
ля
Входная
педагогическая
диагностика
итоговые задания,
наблюдение, анализ
итоговые задания,
наблюдение, анализ
итоговые задания,
наблюдение, анализ
итоговые задания,
наблюдение, анализ
тестирование

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1 «Вводное занятие».
Теория: Обзорная беседа и просмотр мультфильма «Азбука
безопасности». Что такое «инструктаж»?
Практика: Организация центра безопасности жизнедеятельности.
Раздел 2 «Экологическая безопасность».
Теория: Безопасность и здоровье – это экология! Две шалуньи – природа
и погода! Опасности леса и водоема.
Практика: Организация дидактических игр, решение проблемных
ситуаций, организация познавательных прогулок.
Раздел 3 «Безопасность в быту»
Теория: Дом, в котором я живу. Осторожно, опасные предметы! Спасибо
гигиене и зарядке – со здоровьем все в порядке! Безопасные – опасные бытовой
газ и электричество. Опасная бытовая химия. По лестнице бегом. Лифт – зона
повышенной опасности.
Практика: обсуждение проблемных ситуаций, поиск решений из
жизненных
ситуаций,
организация
дидактических
игр,
просмотр
мультфильмов, организация викторин, телефонные номера аварийных служб,
разбор действий в ситуации «Один дома».
Раздел 4 «Дорожная безопасность»
Теория: Я – пешеход! Обязанности пешехода. Правила передвижения
пешехода по тротуару и обочине. Дорожные знаки для пешехода. «Дорожные
ловушки». Правила безопасности на улице. Транспорт специального
назначения. Телефонные номера экстренных служб. Правила поведения
пассажира при посадке, поездке и выходе из транспорта. Как разговаривает
улица. Красный, желтый, зеленый – сигналы с детства нам знакомы!
Путешествие в страну дорожных знаков.

Практика: просмотр мультфильма «Азбука пешехода», викторина по
дорожной безопасности, разбор дорожных ситуаций, создание схемы
«Безопасный маршрут», организация сюжетно-ролевой игры «Пешеходный
переход», организация дидактических игр «Найди такой знак», сюжетноролевых игр «Водители и пешеходы», закрепление правил в игровых
ситуациях, раскраска, организация экскурсии «Пешеходный переход и
перекресток»,
Раздел 5 «Пожарная безопасность»
Теория: Огонь – друг, огонь – враг! Причины возникновения пожаров.
Детская шалость с огнем. Детский травматизм при пожарах. Спички не тронь, в
них огонь! Первичные средства пожаротушения. Когда природе больно от огня!
Огнетушители. Причины лесных пожаров. Пожарная команда уже в пути.
Телефон вызова экстренных служб.
Практика: рисование «Спички детям не игрушка», «Лесные пожары»,
решение тематических загадок, просмотр мультфильма, организация
подвижных игр «Пожар», «Спасение при задымлении».
Раздел 6 «Итоговое занятие»
Практика: демонстрация правильны действий в любых ситуациях, где
есть угроза здоровью и жизни.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
К концу второго года обучения дети могут:
- метапредметные результаты:
- сформированы устойчивые позитивные поведенческие реакции, направленные
на сохранение и укрепление здоровья в условиях окружающей среды;
- сформированы осознанные навыки здорового и безопасного образа жизни;
- сформирована потребность участия в общественно-полезной деятельности;
- развиты умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- приобретен опыт переноса и применения универсальных действий в
жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся.
- личностные результаты:
- воспитано бережное отношение к здоровому и безопасному образу жизни,
осознание объективной целесообразности действующих правил и требований
пожарной безопасности и дорожного движения;
- воспитано ответственное отношение к соблюдению правил безопасного
поведения в окружающей среде;
- воспитано трудолюбие, способность к преодолению трудностей,
целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
- обретут социальные компетенции;
- сформированы начальные навыки адаптации в современном мире;
- сформированы навыки деятельного подхода при решении различных задач.

- предметные результаты:
- сформированы знания безопасного поведения в природе;
- знают о природных явлениях (гроза, гром, ураган, молния), выполняют
правила поведения в этих условиях;
- сформированы знания о правилах дорожного движения, устройстве улиц;
- знают и понимают значение дорожных знаков;
- выполняют правила поведения на улице, в общественном транспорте;
- ориентируются в пределах ближайшей к ДОО и дому местности;
- знают и выполняют правила обращения с бытовыми предметами;
- знают и выполняют правила поведения во время игры в разное время года;
- понимают необходимость соблюдать предосторожности, оценивать свои
возможности по преодолению опасности, в случае необходимости обращаться к
взрослым;
- знают и называют свою фамилию, возраст, адрес, телефон;
- сформированы навыки поведения в ситуациях «Один дома».
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Год
обучения
1 год

Дата
начала
обучения
02.09.2024

Дата
окончания
обучения
31.05.2025

2 год

02.09.2024

31.05.2025

Количество Количество Количество
учебных
учебных
учебных
недель
дней
часов
36
36
36

36

36

36

Режим
занятий
1 занятие
по 25
минут в
неделю
1 занятие
по 30
минут в
неделю

График каникул: 29.12.2024 – 08.01.2025
Праздничные дни: 03.11.2024 –04.11.2024
29.12.2024 – 08.01.2025
22.02.2025 – 23.02.2025
08.03.2025 – 09.03.2025
01.05.2025 –04.05.2025
08.05.2025 – 11.05.2025

2.2. Условия реализации программы
- материально-техническое обеспечение:
В рамках реализации программы предусматривается материальнотехническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации
программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной
программы.

Программа реализуется в группах ДОО. Реализация программы «Азбука
безопасности» предусматривает наличие в помещении столов и стульев по
количеству детей. Оборудование на группах:
- различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные
знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для
игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц);
- настольно-печатные игры по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «На
улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»);
- дидактические игры;
- демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы,
иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные
коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских
энциклопедий, мультфильмов, слайдов;
- ноутбук,
- проектор.
Созданная развивающая среда, отвечающая возможностям и
потребностям детей дошкольного возраста, способствует развитию
познавательных и интеллектуальных способностей, от чего в первую очередь
зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о
правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию
ценностного отношения к себе и окружающему миру.
- информационное обеспечение:
 аудиотека, мультимедийное программы, презентации.
- кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог, имеющий среднее педагогическое
образование, обладающий практическим опытом, знаниями, умениями,
выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него
должностные обязанности.
- методические материалы:
Для реализации программы сформирован учебно-методический комплекс,
который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс включает
следующие материалы:
1. Методические материалы для педагога:
- методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии
мероприятий, памятки и др.:
комплексы
оздоровительно-профилактических
упражнений,
предотвращающих и снижающих утомление детей дошкольного возраста;
2. Организационно-методические материалы:
- перспективный план работы педагога на текущий год;
- отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год.
- инструкции по охране труда и технике безопасности.
2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы

Для проверки эффективности и качества реализации программы
применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов.
Виды контроля:
1) входная диагностика, проводится в начале учебного года (сентябрь)
для выявления у обучающихся имеющихся знаний, умений и навыков;
2)
промежуточный контроль (январь – февраль) проводится для
определения необходимости корректировки учебного плана;
3) итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года,
позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.
В процессе обучения применяются следующие способы отслеживания
результатов и формы аттестации: беседы, педагогическое наблюдение, решение
практических задач, работа со схемами, решение ситуационных задач,
выполнение творческих работ, результаты участия в конкурсах.
Общим итогом реализации программы является формирование
предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся.

3. Список литературы
1. Безопасность на дорогах: учебно-методический комплект для
дошкольников – Москва, 2018.
2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода: методическое
пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и
начальной школы – Москва, 2017.
3. Лыкова И.А. Парциальная программа «Мир Без Опасности», «Цветной
мир», 2020.
4. Шорыгина Т.А. Беседы о бытовых приборах – Москва, 2016.
5. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.
– Москва, 2015.
6. Шорыгина Т.А. Беседы о тайге и ее обитателях – Москва,2016.
7. Шорыгина Т.А. О правилах пожарной безопасности – Москва, 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».