Содержание 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы 1.4. Планируемые результаты освоения программы 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы 3. Список литературы Комплекс основных характеристик 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука безопасности» (далее Программа) имеет социально-педагогическую направленность. Программа направлена на формирование личности, обладающей компетентностью в области безопасного поведения в окружающей среде, воспитание у обучающихся навыков безопасного поведения в быту, на улице и в природе, пропаганду здорового и безопасного образа жизни, предотвращение дорожно-транспортных происшествий и пожаров с участием детей. Программа по организации безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Азбука безопасности» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3; - Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 № 16 «Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; - Устав МБДОУ детский сад № 114. Актуальность программы. На современном этапе развития российского образования его целью становится развитие у обучающихся способностей безопасного взаимодействия в социуме, самостоятельного решения социокультурных проблем на основе использования собственного опыта, приобретаемого и обновляемого на протяжении всей жизни. Профилактика детского травматизма при пожарах, на дороге, в быту и в природе предполагает активизацию деятельности образовательных организаций по обучению обучающихся правилам безопасного поведения в любых ситуациях, представляющих угрозу их здоровью и жизни. Качественная подготовка детей к жизнедеятельности в окружающей среде в решающей степени зависит от правильного выбора и сочетания форм и методов обучения. Отличительной особенностью данной программы является то, что изучение дополнительных материалов по основам безопасности жизнедеятельности поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений обучающихся. Кроме того, программа предоставляет возможность для более широкой реализации воспитательного аспекта в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Дети психологически и физически готовятся к принятию адекватных решений в любых ситуациях. Программа доступна в усвоении для детей дошкольного возраста и интересна при соответствующем подборе приемов и методов. Все разделы программы логически взаимосвязаны и представляют область знаний, необходимых для достижения поставленных цели и задач, для развития и воспитания личности, уверенной в себе, представляющей картину опасностей окружающего мира. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она является одной из эффективных форм воспитания, подготовки детей к решению сложных жизненных ситуаций, способствует содействию социальному, духовному и моральному благополучию, здоровому физическому и психическому развитию подрастающего поколения, обучению детей адекватному поведению. Адресат общеразвивающей программы: дети дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Поведение детей в различных ситуациях зависит от ряда факторов, включая личностно-характеристические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Полноценное обучение правилам безопасного поведения в быту, на дороге невозможно без учёта этих особенностей. Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознает источники звуков: не всегда может определить их направление, не может отличить звук работающего двигателя и определить, на каком расстоянии находится автомобиль. Обзор ребёнком окружающей обстановки ограничен его ростом – психологи считают, что поле зрения ребёнка на 20 - 25% меньше, чем у взрослого. Маленький рост вдвойне увеличивает риск вовлечение в дорожнотранспортное происшествие, так как не только у ребёнка ограничен обзор, но и в то же время он сам он не виден водителю из-за стоящих транспортных средств или других препятствий. Интеллектуальные функции, необходимые для анализа жизненных ситуаций (дорожно-транспортной, бытовой и др.), у детей формируются постепенно. Например, шестилетний ребёнок одним взглядом может охватить лишь 2 – 3 элемента ситуации и то лишь при благоприятных обстоятельствах. Реакция у ребёнка по сравнению со взрослыми более замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, необходимо значительно больше. У взрослого на то, чтобы оценить обстановку, обдумать её, принять решение и начать действовать уходит примерно 0,8 – 1 секунда. Ребёнку требуется для того же самого 3 – 4 секунды – ребенок реагирует со значительным опозданием. Надёжная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в 7 – лет. Одной из особенностей поведения дошкольников является их игровая или иная увлечённость. Что-то заинтересовало ребёнка на улице, дома, в общественном помещении, увидел знакомого, кто-то его окликнул – и ребёнок сразу забыл, где он находится, не замечает ни движущихся на большой скорости автомобилей, ни сигналов светофора, моментально отвлекается. Ребёнок не осознает ответственность за собственное поведение на дороге, не прогнозирует к каким последствиям приведёт его поступок для других участников дорожного движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах зачастую им недооценивается. Эти и другие особенности детей, в частности легкое забывание инструкций, поверхностное восприятие требований правил дорожного движения, требуют проведения с ними как можно большего количества практических занятий и постоянного напоминания им о необходимости быть осторожными. Число детей, одновременно находящихся в группе – до 20 человек. Режим занятий: первый год обучения: 1 раз в неделю по 25 минут, 36 занятий в год; второй год обучения: 1 раз в неделю по 30 минут, 36 занятий в год. Объем общеразвивающей программы: общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы – 72 часа; продолжительность первого года обучения – 36 часов, второго года обучения – 36 часов. Срок освоения общеразвивающей программы определяется содержанием программы и составляет 2 года обучения: первый год обучения – 36 недель, второй год обучения – 36 недель. Уровневость общеразвивающей программы: стартовый уровень. Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания общеразвивающей программы. Формы обучения: очная, групповая. Виды занятий: познавательная беседа, практическое занятие, обсуждение проблемных ситуаций, мастер-класс, открытое занятие и др. Формы подведения результатов: тематическое занятие, беседа, открытое занятие, педагогическое наблюдение, выполнение творческого задания, участие в викторинах и т.д. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы – формирование личности, обладающей компетентностью в области безопасного поведения в окружающей среде, воспитание у обучающихся навыков безопасного поведения в быту, на улице и в природе, пропаганду здорового и безопасного образа жизни, предотвращение дорожно-транспортных происшествий и пожаров с участием детей. Задачи общеразвивающей программы: - обучающие: формировать у детей дошкольного возраста устойчивую потребность к соблюдению правил безопасного поведения в любых ситуациях; создать условия для сознательного изучения детьми правил бытовой, пожарной, дорожной безопасности через интеграцию разнообразных видов деятельности (игровой, познавательной, продуктивной); развивать интерес к занятиям по изучению основ безопасности жизнедеятельности; формировать опыт принятия самостоятельных решений на основе морального выбора и принятия ответственности за их результаты; закрепить знания и навыки у детей дошкольного возраста по действиям в любых ситуациях, представляющих угрозу здоровью и жизни. - развивающие: развивать мотивацию у старших дошкольников к безопасному поведению; способствовать формированию самостоятельных и сознанных навыков и умений безопасного поведения в быту, на улице и в природе; сформировать у обучающихся устойчивые позитивные поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья в окружающей среде; развить опыт переноса и применения универсальных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся; развивать личностные качества дошкольников: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность; - воспитательные: воспитывать ответственное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в окружающей среде; воспитывать уважительное отношение к здоровому и безопасному образу жизни, осознанию объективной целесообразности действующих правил и требований безопасности жизнедеятельности; способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки; воспитывать уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений. 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план № п/п Название раздела, темы Количество часов Первый год обучения всего теория практика 1. Вводное занятие 1 1 - 2. 5 2 3 3. Экологическая безопасность Безопасность в быту 9 4 5 4. Дорожная безопасность 9 4 5 5. Пожарная безопасность 11 5 6 6. Итоговое занятие Итого: 1 36 16 1 20 Формы аттестации/контро ля Входная педагогическая диагностика итоговые задания, наблюдение, анализ итоговые задания, наблюдение, анализ итоговые задания, наблюдение, анализ итоговые задания, наблюдение, анализ тестирование Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1 «Вводное занятие». Теория: Ознакомление с основными терминами ЗОЖ. Что такое «безопасность» и «опасность»? Практика: Организация центра безопасности жизнедеятельности. Раздел 2 «Экологическая безопасность». Теория: Окружающий мир и экология. Значение экологии в жизнедеятельности человека. Безопасно там, где не мусорят и там, где чисто. Времена года. Изменчивость погоды. В лес и на речку – только со взрослыми! Опасные места вокруг дома. Шаг за шагом к безопасности! Путь к спасению в любых ситуациях! Практика: Организация дидактических игр «Исключи лишнее», «Можно- нельзя», решение проблемных ситуаций, организация познавательных прогулок, отработка учебной эвакуации, разбор действий при эвакуации. Раздел 3 «Безопасность в быту» Теория: Где я живу. Что такое «адрес» и зачем его важно знать. Безопасное поведение в помещении без взрослых. Опасные предметы в помещении, места их хранения. Термометр, ртуть в градуснике, бережное обращение с градусником. Культура безопасности жизнедеятельности – это здоровье, утренняя зарядка и личная гигиена. Водоснабжение в квартире. Что произойдет, если оставить кран открытым? Почему опасен бытовой газ и электричество. Правила безопасного обращения с ними. Правила хранения бытовой химии и домашней аптечки. Лифт – зона повышенной опасности. Как избежать травм при гололедице. Практика: обсуждение проблемных ситуаций, поиск решений из жизненных ситуаций, организация дидактических игр «Опасно – не опасно!», «Холодно – горячо!», просмотр мультфильмов, организация викторин о правилах личной гигиены, игра – тренинг «Отключи воду». Телефонные номера аварийных служб, игра «Помоги другу при парезе, ушибе», просмотр мультфильма «Тетушка сова. Азбука безопасности», разбор действий в ситуации «Один дома». Раздел 4 «Дорожная безопасность» Теория: Обязанности пешехода. Правила передвижения пешехода по тротуару и обочине. Дорожные знаки для пешехода. «Дорожные ловушки». Правила безопасности на улице. Пешеходный перекресток – регулируемый и регулируемый. Регулировщик. Виды светофоров. Сигналы светофора. Виды транспорта. Сходства и различия. Опасность перехода перед близко идущим транспортным средством. Транспорт специального назначения. Телефонные номера экстренных служб. Правила поведения пассажира при посадке, поездке и выходе из транспорта. Практика: просмотр мультфильма «Азбука пешехода», викторина по дорожной безопасности, разбор дорожных ситуаций, создание схемы «Безопасный маршрут», организация сюжетно-ролевой игры «Пешеходный переход», изготовление макета светофора, организация дидактических игр «Найди такой знак», сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы», закрепление правил в игровых ситуациях, раскраска «Специальные виды транспорта», «Светофор», творческая работа по подбору картинок с видами транспортных средств, оформление альбома «Транспортные средства». Раздел 5 «Пожарная безопасность» Теория: история «приручения» человеком огня. Огонь – друг, огонь – враг! Как древние люди добывали огонь? Причины возникновения пожаров. Детская шалость с огнем. Детский травматизм при пожарах. Спички – не игрушка. Пожарный щит. Огнетушители. Правила пожарной безопасности в природной среде. Причины лесных пожаров. Новая жизнь на лесном пожарище. Работа пожарных. Телефон вызова экстренных служб. Практика: рисование «Злой и добрый огонь», «Берегите лес от пожаров!» решение тематических загадок, просмотр мультфильма «Спички», работа со словарем пожарных фразеологизмов, организация подвижных игр «Потуши пожар», словесных игр «Пожарные на перекрестке». Раздел 6 «Итоговое занятие» Практика: демонстрация правильны действий в любых ситуациях, где есть угроза здоровью и жизни: медицинская маска, пожарный рукав, телефон, дорожные знаки, светофор, транспорт, перекресток, пешеходный переход. № п/п Название раздела, темы Количество часов второй год обучения всего теория практика 1. Вводное занятие 1 1 - 2. 5 2 3 3. Экологическая безопасность Безопасность в быту 9 4 5 4. Дорожная безопасность 9 4 5 5. Пожарная безопасность 11 5 6 6. Итоговое занятие Итого: 1 36 16 1 20 Формы аттестации/контро ля Входная педагогическая диагностика итоговые задания, наблюдение, анализ итоговые задания, наблюдение, анализ итоговые задания, наблюдение, анализ итоговые задания, наблюдение, анализ тестирование Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1 «Вводное занятие». Теория: Обзорная беседа и просмотр мультфильма «Азбука безопасности». Что такое «инструктаж»? Практика: Организация центра безопасности жизнедеятельности. Раздел 2 «Экологическая безопасность». Теория: Безопасность и здоровье – это экология! Две шалуньи – природа и погода! Опасности леса и водоема. Практика: Организация дидактических игр, решение проблемных ситуаций, организация познавательных прогулок. Раздел 3 «Безопасность в быту» Теория: Дом, в котором я живу. Осторожно, опасные предметы! Спасибо гигиене и зарядке – со здоровьем все в порядке! Безопасные – опасные бытовой газ и электричество. Опасная бытовая химия. По лестнице бегом. Лифт – зона повышенной опасности. Практика: обсуждение проблемных ситуаций, поиск решений из жизненных ситуаций, организация дидактических игр, просмотр мультфильмов, организация викторин, телефонные номера аварийных служб, разбор действий в ситуации «Один дома». Раздел 4 «Дорожная безопасность» Теория: Я – пешеход! Обязанности пешехода. Правила передвижения пешехода по тротуару и обочине. Дорожные знаки для пешехода. «Дорожные ловушки». Правила безопасности на улице. Транспорт специального назначения. Телефонные номера экстренных служб. Правила поведения пассажира при посадке, поездке и выходе из транспорта. Как разговаривает улица. Красный, желтый, зеленый – сигналы с детства нам знакомы! Путешествие в страну дорожных знаков. Практика: просмотр мультфильма «Азбука пешехода», викторина по дорожной безопасности, разбор дорожных ситуаций, создание схемы «Безопасный маршрут», организация сюжетно-ролевой игры «Пешеходный переход», организация дидактических игр «Найди такой знак», сюжетноролевых игр «Водители и пешеходы», закрепление правил в игровых ситуациях, раскраска, организация экскурсии «Пешеходный переход и перекресток», Раздел 5 «Пожарная безопасность» Теория: Огонь – друг, огонь – враг! Причины возникновения пожаров. Детская шалость с огнем. Детский травматизм при пожарах. Спички не тронь, в них огонь! Первичные средства пожаротушения. Когда природе больно от огня! Огнетушители. Причины лесных пожаров. Пожарная команда уже в пути. Телефон вызова экстренных служб. Практика: рисование «Спички детям не игрушка», «Лесные пожары», решение тематических загадок, просмотр мультфильма, организация подвижных игр «Пожар», «Спасение при задымлении». Раздел 6 «Итоговое занятие» Практика: демонстрация правильны действий в любых ситуациях, где есть угроза здоровью и жизни. 1.4. Планируемые результаты освоения программы К концу второго года обучения дети могут: - метапредметные результаты: - сформированы устойчивые позитивные поведенческие реакции, направленные на сохранение и укрепление здоровья в условиях окружающей среды; - сформированы осознанные навыки здорового и безопасного образа жизни; - сформирована потребность участия в общественно-полезной деятельности; - развиты умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - приобретен опыт переноса и применения универсальных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. - личностные результаты: - воспитано бережное отношение к здоровому и безопасному образу жизни, осознание объективной целесообразности действующих правил и требований пожарной безопасности и дорожного движения; - воспитано ответственное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в окружающей среде; - воспитано трудолюбие, способность к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. - обретут социальные компетенции; - сформированы начальные навыки адаптации в современном мире; - сформированы навыки деятельного подхода при решении различных задач. - предметные результаты: - сформированы знания безопасного поведения в природе; - знают о природных явлениях (гроза, гром, ураган, молния), выполняют правила поведения в этих условиях; - сформированы знания о правилах дорожного движения, устройстве улиц; - знают и понимают значение дорожных знаков; - выполняют правила поведения на улице, в общественном транспорте; - ориентируются в пределах ближайшей к ДОО и дому местности; - знают и выполняют правила обращения с бытовыми предметами; - знают и выполняют правила поведения во время игры в разное время года; - понимают необходимость соблюдать предосторожности, оценивать свои возможности по преодолению опасности, в случае необходимости обращаться к взрослым; - знают и называют свою фамилию, возраст, адрес, телефон; - сформированы навыки поведения в ситуациях «Один дома». 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Год обучения 1 год Дата начала обучения 02.09.2024 Дата окончания обучения 31.05.2025 2 год 02.09.2024 31.05.2025 Количество Количество Количество учебных учебных учебных недель дней часов 36 36 36 36 36 36 Режим занятий 1 занятие по 25 минут в неделю 1 занятие по 30 минут в неделю График каникул: 29.12.2024 – 08.01.2025 Праздничные дни: 03.11.2024 –04.11.2024 29.12.2024 – 08.01.2025 22.02.2025 – 23.02.2025 08.03.2025 – 09.03.2025 01.05.2025 –04.05.2025 08.05.2025 – 11.05.2025 2.2. Условия реализации программы - материально-техническое обеспечение: В рамках реализации программы предусматривается материальнотехническое обеспечение, достаточное для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов освоения образовательной программы. Программа реализуется в группах ДОО. Реализация программы «Азбука безопасности» предусматривает наличие в помещении столов и стульев по количеству детей. Оборудование на группах: - различные пособия, демонстрационный материал (плакаты, дорожные знаки, модели разных видов транспорта, детские коляски, куклы, атрибуты для игр по правилам уличного движения, макеты перекрестка, домов и улиц); - настольно-печатные игры по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма, воспитанию ЗОЖ («Осторожно, дорога!», «На улице», «Дорожные знаки», «Зеленый светофор»); - дидактические игры; - демонстрационный, методический материал (альбомы на разные темы, иллюстрации, наборы игрушек, серии картинок или открыток, разнообразные коллекции, макеты и др.), подборки книг, познавательных детских энциклопедий, мультфильмов, слайдов; - ноутбук, - проектор. Созданная развивающая среда, отвечающая возможностям и потребностям детей дошкольного возраста, способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окружающему миру. - информационное обеспечение: аудиотека, мультимедийное программы, презентации. - кадровое обеспечение: Программу реализует педагог, имеющий среднее педагогическое образование, обладающий практическим опытом, знаниями, умениями, выполняющий качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности. - методические материалы: Для реализации программы сформирован учебно-методический комплекс, который постоянно пополняется. Учебно-методический комплекс включает следующие материалы: 1. Методические материалы для педагога: - методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки и др.: комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление детей дошкольного возраста; 2. Организационно-методические материалы: - перспективный план работы педагога на текущий год; - отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год. - инструкции по охране труда и технике безопасности. 2.3. Формы аттестации/ контроля и оценочные материалы Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов. Виды контроля: 1) входная диагностика, проводится в начале учебного года (сентябрь) для выявления у обучающихся имеющихся знаний, умений и навыков; 2) промежуточный контроль (январь – февраль) проводится для определения необходимости корректировки учебного плана; 3) итоговый контроль (май) проводится в конце каждого учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год. В процессе обучения применяются следующие способы отслеживания результатов и формы аттестации: беседы, педагогическое наблюдение, решение практических задач, работа со схемами, решение ситуационных задач, выполнение творческих работ, результаты участия в конкурсах. Общим итогом реализации программы является формирование предметных, метапредметных и личностных компетенций обучающихся. 3. Список литературы 1. Безопасность на дорогах: учебно-методический комплект для дошкольников – Москва, 2018. 2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и начальной школы – Москва, 2017. 3. Лыкова И.А. Парциальная программа «Мир Без Опасности», «Цветной мир», 2020. 4. Шорыгина Т.А. Беседы о бытовых приборах – Москва, 2016. 5. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. – Москва, 2015. 6. Шорыгина Т.А. Беседы о тайге и ее обитателях – Москва,2016. 7. Шорыгина Т.А. О правилах пожарной безопасности – Москва, 2016.